Фото города
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова (бывший Екатерининский канал). Старинное здание на правом берегу Екатерининского канала в XVIII — начале XX столетий также принадлежало Конюшенному ведомству. В те времена в нем жили артисты придворного оркестра. Этот музыкальный коллектив, организованный в Петербурге, первоначально назывался «Придворный музыкальный хор» и предназначался для обслуживания императорского двора. Часть музыкантов придворного оркестра составляли музыкантские команды («хоры») Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков. По существу, оркестр всегда объединял два музыкальных коллектива — симфонический и духовой. В самом начале репертуар придворного оркестра имел сугубо служебный характер. Им исполнялись гимны, марши и туши. Некоторые его дирижеры постоянно стремились вынести творчество талантливых музыкантов за официальные рамки, выводя их на открытую эстраду дворцовых парков, демонстрируя произведения отечественных и зарубежных композиторов на концертах в зале Придворной певческой капеллы и Дворянского собрания. С 1881 года капельмейстером этого музыкального коллектива становится чех Г.И. Варлих. Опытный дирижер, ранее руководивший постановкой опереточных спектаклей в столице, он значительно расширил репертуар придворного оркестра. Под его руководством музыканты стали регулярно выступать на придворных балах во дворцах Санкт-Петербурга, на императорских приемах, в особые, так называемые «царские дни», в резиденциях императорской фамилии: в Гатчине, Царском Селе, Петергофе и в Эрмитажном театре. Официальное название «Придворный оркестр» музыкальный коллектив получил в 1896 году, когда из военного ведомства он перешел в гражданское, а его музыканты получили право называться артистами Императорских театров. Примерно в этот же период времени оркестр стал давать и платные публичные концерты. Причем каждый концерт обычно предварялся специальными лекциями об исполняемых произведениях и их авторах. В 1917 году Придворный оркестр, возглавляемый по-прежнему Г.И. Варлихом, стал Государственным симфоническим оркестром. В 1930-х годах здание надстроили двумя дополнительными этажами, названными «писательской надстройкой». Уже давно этот дом на набережной канала Грибоедова не называют «писательским». А когда-то, в далекие тридцатые годы, весь литературный Ленинград знал, что здесь существует первый писательский жилищный кооператив. В двух верхних этажах — в «писательской надстройке» — жили и работали прозаики О.Д. Форш, В.Я. Шишков, В.А. Каверин, И.С. Соколов-Микитов, Е.Л. Шварц, В.К. Кетлинская, Ю.П. Герман, поэты В.М. Саянов, В.А. Рождественский, писатель Зошенко, литературоведы Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Томашевский и другие известные читателям деятели культуры.